История парусного спорта РТ
Много воды утекло и в прежней, стремительной, и в нынешней, разлившейся, почти остановившейся, перехваченной плотинами красавице-Волге, пока неизвестная прежде дата не выплыла из далекого прошлого и не предстала перед казанскими яхтсменами и общественностью нашего города таким крупным юбилеем.
Когда-то давно в телефонном разговоре один знакомый рассказал мне о своей находке в Национальном архиве Татарстана газетного сообщения о том, что в Казани еще в 1913 году был создан Казанский яхт-клуб, и тут же уточнил, не приходится ли указанный в этом сообщении И. Ф. Зайцев нам родственником. Этот звонок меня приятно взволновал и сделал еще и единственным свидетелем, исторически связанным с памятной датой, какой ныне является 100-летие Казанского яхт-клуба.
Пришлось признаться, что И. Ф. Зайцев – это мой родной дед Иван Федорович Зайцев – казанский доктор, окончивший медицинский факультет Императорского Казанского университета. Не владея собственной клиникой, дедушка состоял на государственной службе. Теперь оказалось, ко всему прочему, что он был еще и яхтсменом, который на свои средства приобрел фирменную яхточку-швертбот Рижской судоверфи приблизительно 1910 – 12 гг. постройки.
«Дора» – швертбот с гафельным вооружением типа гуари с деревянным швертом. На его скошенный транец навешивался деревянный же руль с красиво изогнутым румпелем. Проводка шкотов была такова, что лодкой можно было управлять в одиночку. Она верой и правдой служила сначала деду, а потом и моему отцу до самой войны, и ее удалось сохранить в целости, хоть и не в самом лучшем состоянии. Именно мой славный дед Иван Федорович положил начало нашей парусной династии и со своей яхточкой по праву входил в число действительных членов Казанского яхт-клуба, возглавляя его техническую комиссию.
В 60-х годах, когда на свет появился мой сын Борис, я уговорил отца спустить «Дору» на воду, лихо убрал бушприт, укоротил гик и грот, отчего, правда, на ходу она отчаянно приводилась. И вот в 1964 – 65 гг. швертбот 1910 года постройки, ветеран паруса, обрел свою вторую жизнь на спортбазе «Рубин» у Ленинского моста. С этого момента Борис стал продолжателем парусного дела своего деда и отца, стал рваться к рулю. Теперь в нашей династии есть настоящий профессионал, тренер Борис Германович Зайцев. Он начинал с «Доры», потом были яхт-клуб КАИ, армия, яхт-клуб «Рубин», Анапа, Италия, Германия…
Но вернемся к истории казанского паруса. Первым официальным российским яхт-клубом был основанный в 1846 году Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб. Затем, в 1867 году появляется Московский речной яхт-клуб, в 1872 – Рижский яхт-клуб, следом, в 1876 году, яхт-клуб в Саратове, далее в 1912 году яхт-клуб в Самаре, а уже за ним, в 1913 году, в Казани. К началу XX столетия в России, кроме Санкт-Петербургского, насчитывалось 68 яхт-клубов: в Ревеле (Таллине), Киеве, Севастополе, Одессе, Иркутске и др.
Появление парусных секций в Казани в послевоенное время было связано, может быть, и незначительно с озером Кабан, где наряду с плаванием и греблей существовал морской клуб ДОСААФ с его шлюпками и морским многоборьем.
Настоящий парус пришел в Казань с появлением Большой Волги, которая дала толчок его развитию. Вот хронология появления в нашем городе парусных секций, базирующихся на реке Казанке: 1957 – 59 гг. – парусная секция завода им. Горбунова, в 1960 г. – морской клуб ДОСААФ, в 1968 г. – парусная секция КАИ, в 1965 – 67 гг. – секция СК им. Воровского, в 1971 г. – секция завода «Радиоприбор» (впоследствии КФК «Электрон»), в 1980 – 90 гг. – яхт-клуб «Рубин» (впоследствии СДЮСШ «Авиатор») и, наконец, последним парусным образованием был и остается Центр парусного спорта и туризма на полуострове Локомотив.
Перечисленные года прошлого века были периодом бурного развития парусного спорта в Казани. Этому способствовала господдержка нашего вида спорта директорами предприятий и ректорами казанских вузов; особенно сказывалась помощь республиканского и городского спорткомитетов.
Вообще доперестроечное время в нашей стране принято считать периодом застоя, однако оно оказалось чрезвычайно благоприятным для развития физической культуры и спорта, в том числе и парусного. О возросшем влиянии казанской школы паруса свидетельствует хотя бы тот факт, что нам было предоставлено право присутствовать в качестве наблюдателей на парусной регате в Таллине в рамках Олимпиады, проводимой в Москве в 1980 году.
Бурная парусная жизнь казанских яхтсменов тех лет регулярно освещалась в местной прессе, тем более что соревнования проводились обычно на небольшой акватории между Ленинским и Кировским мостами, на фоне нашего Кремля, где зрители могли быть свидетелями упорной борьбы в этом зрелищном и увлекательном виде спорта.